II Стояновские чтения «Учебник уголовного процесса: прошлое, настоящее, будущее»

 В Московской академии Следственного комитета имени А.Я. Сухарева 22 апреля 2025 г. в формате Всероссийской научно-дидактической конференции состоялись II Стояновские чтения «Учебник уголовного процесса: прошлое, настоящее, будущее».

В конференции приняли участие ученые в области уголовно-правовых наук, судьи, сотрудники правоохранительных органов, адвокатуры, в том числе из Волгоградской, Нижегородской, Саратовской, Смоленской областей; представители ведущих вузов России: МГУ имени М.В. Ломоносова, Института государства и права РАН, Высшей школы экономики, Российского университета дружбы народов им. Патриса Лумумбы, Российского государственного университета правосудия имени В.М. Лебедева, Университета прокуратуры Российской Федерации, Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, Академии управления МВД России, Военного университета имени князя Александра Невского Минобороны России, Волгоградского государственного университета, Смоленского государственного университета, Нижегородской академии МВД России.

В работе конференции приняли участие 13 докторов и 15 кандидатов юридических наук. 
 
 
В приветственном слове проректор (по учебной и научной работе) Московской академии Следственного комитета имени А.Я. Сухарева доктор юридических наук доцент полковник юстиции Олег Юрьевич Антонов акцентировал внимание на восстановлении исторической справедливости, когда на уровне конференции рассматривается наследие лучших представителей российской юстиции, среди которых Н.И. Стояновский – выдающийся деятель судебной реформы 1864 г., подготовивший один из первых учебников уголовного процесса – «Практическое руководство к русскому уголовному судопроизводству» (1852 г.).
 
Заведующий кафедрой уголовного процесса Московской академии Следственного комитета имени А.Я. Сухарева кандидат юридических наук доцент полковник юстиции Юрий Анатольевич Цветков отметил выдающуюся роль Н.И. Стояновского в формировании российской модели досудебного производства, в которой следователь получил высокий правовой и социальный статус. Состоявшиеся в 2021 году I Стояновские чтения были посвящены 200-летию со дня рождения выдающегося юриста и 10-летию образования Следственного комитета Российской Федерации. II Стояновские чтения приурочены к выходу в свет первого учебника уголовного процесса, полностью подготовленного учеными Московской академии Следственного комитета имени А.Я. Сухарева, в соавторстве с учеными Санкт-Петербургской академии Следственного комитета.
 
 
В рамках конференции состоялось награждение победителей конкурса на лучшее издание, посвященное деятельности следственных органов Российской Федерации. Символично, что в номинации «Лучший учебник» первое место завоевал учебник именно по уголовному процессу, автор которого – доктор юридических наук профессор Сергей Борисович Россинский также принял участие в чтениях. 
В ходе чтений обсуждались проблемы научно-методического и дидактического обеспечения учебного процесса по уголовно-процессуальному праву. Участники конференции высказались по вопросам: какой учебник по уголовному процессу нужен современному студенту, какова роль учебника в формировании доктрины уголовного процесса, каковы требования к настольной книге следователя и по другим актуальным вопросам развития уголовно-процессуальной науки.
 
Живой интерес и насыщенную идеями дискуссию вызвали научные доклады и выступления:
  • заведующего кафедрой уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова доктора юридических наук профессора Леонида Витальевича Головко «Учебник как источник уголовно-процессуальной доктрины»;
  • профессора кафедры уголовно-процессуального права имени Н.В. Радутной Российского государственного университета правосудия имени В.М. Лебедева доктора юридических наук профессора Оксаны Валентиновны Качаловой «“Клиповое мышление” – “клиповый учебник”?»;
 
  • заведующего кафедрой прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности и участия прокурора в уголовном судопроизводстве Университета прокуратуры Российской Федерации доктора юридических наук профессора заслуженного юриста Российской Федерации Александра Германовича Халиулина «Учебник уголовного процесса: классическое содержание и ведомственная специфика»;
  •  судьи Верховного Суда Российской Федерации (в почетной отставке) доктора юридических наук Никиты Александровича Колоколова «Учебник: инновации неизбежны»;
 

   
 
  •  профессора института кибербезопасности и информационных технологий Российского технологического университета – МИРЭА доктора юридических наук профессора Анатолия Рафаиловича Белкина «Какой учебник уголовного процесса нам нужен?»;
  •  профессора кафедры уголовного процесса Нижегородской академии МВД России, доктора юридических наук, профессора, заслуженного юриста Российской Федерации, Почетного работника высшего профессионального образования Российской Федерации Михаила Петровича Полякова «Учебник уголовного процесса для профессоров и адъюнктов (аспирантов) как специфический методический жанр формирования и передачи красоты и величия предмета преподавания»
  • и других ученых.  
 
 
  
В дискуссии участвовали курсанты факультета подготовки следователей – члены научного кружка по уголовному процессу «Thema probandi», курсанты факультета подготовки криминалистов (магистранты), следователи – обучающиеся факультета повышения квалификации Московской академии Следственного комитета имени А.Я. Сухарева.
Участники чтений отметили важность научно-дидактической конференции для определения путей совершенствования учебного процесса по уголовно-процессуальному праву. В ходе конференции были высказаны поддержанные большинством ученых идеи и предложения:
1.      Учебник является источником уголовно-процессуальной доктрины, обеспечивая историческую преемственность и связь поколений ученых и практиков.
2.      Учебник уголовного процесса не должен повторять структуру УПК и сводиться к пересказу его положений: в своей основе он обязан быть стабильным и не требовать постоянного обновления из-за часто вносимых в закон изменений и дополнений.
3.      В учебнике могут отражаться основные точки зрения по наиболее дискуссионным вопросам уголовно-процессуальной науки.
4.      В научных работах, включая и диссертационные исследования, ссылки на мнения авторов учебников оправданны и правомерны.
5.      При сохранении основного доктринального ядра допускается разнообразие учебной литературы с учетом ведомственной специфики вуза. При этом следует избегать крайностей узковедомственного подхода к содержанию учебника и оценке спорных вопросов.
6.      Учебники могут быть подготовлены как одним автором, являющимся признанным специалистом в уголовном процессе, так и коллективом авторов, при условии их принадлежности к одной научной школе.
7.      Перспективной формой подготовки учебников является межведомственное взаимодействие, когда авторский коллектив представлен следователями, прокурорами и судьями, а также представителями иных научных специальностей. Такое сотрудничество создает предпосылки для более широкого и всестороннего охвата вопросов теории и практики.
8.      При сохранении жанрового канона классического учебника должна издаваться дополнительная учебная литература (учебные пособия), рассчитанная на особенности восприятия современного поколения («клиповое мышление» и т.п.).
9.      Настольная книга (следователя, прокурора, судьи) призвана отражать реальную практику применения закона, помогать в решении неурегулированных законом вопросов и может иметь формат «карманного справочника».
10.  Как носитель доктрины и хранитель смыслов и ценностей уголовного процесса учебник по своему стилю и содержанию должен передавать «красоту и величие» уголовно-процессуального права.
 

 

По результатам чтений планируется издание сборника статей и тезисов выступлений.