Доклад С.В. Сурменевой на тему: "Буллинг: правовой опыт Республики Казахстан в законодательном регулировании".
В ГД ВС РФ внесен законопроект в части введения административной ответственности за травлю (ст.61.2 КоАП РФ): "Травля, то есть систематическое унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной или иной противоречащей общепринятым нормам морали и нравственности форме, в том числе с использованием СМИ либо информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть "Интернет")".
Эта очень актуальная тема широко обсуждалась в рамках международной научно-практической конференции «Психологические и юридические подходы к вопросам травли в образовательной среде», которую провели в 2023 году Юридический факультет МГУ совместно с Международной ассоциацией экспертов в области психологии и права (МАЭПП).
Предлагаем вниманию коллег один из докладов, озвученных на данной конференции (в актуальной редакции).
Автор доклада:Светлана Владимировна Сурменева, заведующая кафедрой социально-психологической работы и юриспруденции Алматинского филиала Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, кандидат юридических наук, доцент (Алматы, Казахстан).
Буллинг: правовой опыт Республики Казахстан в законодательном регулировании. Профилактика физического и психологического насилия в отношении малолетних и несовершеннолетних детей имеет высокую общественно-значимую задачу. Для того, чтобы с этой задачей справляться, формировать адекватные юридические инструменты и процедуры, первоначально государству необходимо признать факт наличия такой проблемы и дать ей законодательное оформление, в последующем предусмотрев соответствующие нормативно-правовые решения по её профилактике. В рамках российского законодательства, категория «буллинг» или «травля» отсутствует и не имеет своего нормативного закрепления. Вместе с тем, данная проблема не только существует, но и набирает свои обороты с учетом современных тенденций, включая развитие «кибербуллинга» (преследование в социальных сетях и интернет-пространстве). В Российской Федерации не раз заявлялось о разработке законопроекта по созданию государственной программы профилактики травли, направленной в том числе на обучение мерам реагирования на нее. В рамках такой программы предлагалась, в частности, разработка единого стандарта профилактики травли, который будет включать в себя требования к проведению профилактических мероприятий, в том числе оценку психологической обстановки в учебном учреждении и др. Для оценки травли, проведения профилактических мероприятий и пресечения новых случаев в школах должно появиться специальное подразделение, порядок формирования и состав которого будут определяться локальными нормативными актами учебного заведения[1]. Травля, как явление, является противоправным деянием, поскольку непосредственным образом нарушает права и законные интересы несовершеннолетних, повергающихся физическому или психологическому насилию в школе, тем самым представляет собой общественную опасность. Однако в настоящее время, буллинг как категория, в российском законодательстве отсутствует, а реакция на травлю в рамках правового поля происходит как правило, по процедурам административного судопроизводства (ст.ст.5.61, 5.61.1, 20.1 КоАП РФ), уголовно-правового (ст. ст. 119, 128.1,137, 138 213 УК) и в рамках гражданского судопроизводства при обращении с соответствующими исковыми требованиями (например, о защите чести и достоинства личности)[2]. В декабре 2025 года в Государственную Думу внесен законопроект в части введения административной ответственности за травлю (ст.61.2 КоАП РФ), согласно которому под травлей понимается систематическое (два и более раза) унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной или иной противоречащей общепринятым нормам морали и нравственности форме, в том числе с использованием СМИ либо информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет»)[3]. На первый взгляд, можно говорить о шаге вперед в направлении нормативного закрепления травли. Однако, более детальный анализ показывает, что законопроект не отражает ни одной из ключевых текущих проблем в части профилактики и борьбы с травлей. В частности, отсутствует указание о том, что основная жертва травли и буллинга – это школьники. Законопроект «молчит» о том каким образом фиксируется травля; кто её выявляет; каким образом следует на нее реагировать классному руководителю, заместителю директора по воспитательной работе или директору школы; куда обращаться родителям и жертве травли; каким образом её устанавливать; роль социального педагога школы или психолога; должен ли устанавливаться внутришкольный профилактический учет в отношении ребенка-зачинщика травли; возможен ли перевод пострадавшего ребенка или ребенка-зачинщика на другую форму обучения или в другую школу; возможна ли социальная реабилитация пострадавшего и социальная адаптация зачинщика; привлекаются ли родители зачинщика к административной ответственности? Список вопросов можно продолжать. Однако формальное введение административной ответственности травли без разработки алгоритма выявления, фиксации, сопровождения каждого её факта, а также порядка работы с её последствиями для всех участников образовательного процесса, явно недостаточно. Обозначенные вопросы – суть анализируемого исследования, поскольку на практике школа остается один на один с проблемой, не имеющей четкого правового решения, и потому вынуждена самостоятельно «нивелировать» конфликты, опасаясь выносить всё в публичную сферу. В рамках настоящего доклада предлагается к изучению зарубежный опыт по законодательному регулированию рассматриваемой категории и способов её профилактики. Любая профилактика, а равно борьба с травлей не может быть начата, если соответствующие факты умалчиваются или не обнародуются, не придаются огласке по разнообразным причинам, включая нежелание преподавательского состава вовлекаться в происходящее, а также игнорирование проблем родителями и другими несовершеннолетними (свидетелями травли, например). Следовательно, на государственном уровне особое значение приобретает регулирование процедуры выявления, сообщения и реагирования на случаи травли. В этой связи особенно важно предусмотреть то, каким образом становится известно государству или администрации учебного заведения о наличии факта травли, каков механизм его обнародования и последующей процедуры. При этом, учитывая, что данное явление непосредственно затрагивает несовершеннолетних, то процедура взаимодействия взрослых в этом процессе, должна быть соразмерна и адекватна как с точки зрения психологической помощи, так и с точки зрения правового реагирования на произошедшее. В Республике Казахстан с 2022 года в рамках Закона «Об образовании» №319-III от 27.07.2007г., Закона «О правах ребенка в Республике Казахстан» №345-П от 08.08.2002г. введено понятие «травля (буллинг) ребенка», под которым понимается систематические (два и более раза) действия унизительного характера, преследование и (или) запугивание, в том числе направленные на принуждение к совершению или отказу от совершения какого-либо действия, а равно те же действия, совершенные публично или с использованием средств массовой информации и (или) сетей телекоммуникаций (кибербуллинг). Отметим, что законодатель Республики Казахстан не только предусмотрел понятие «травли» в законодательстве и ввел административную ответственность, но и разработал подзаконную нормативно-правовую базу. В частности, Приказом Министра просвещения Республики Казахстан от 21.12.2022 года №506 утверждены Правила профилактики травли (буллинга) ребенка[4], которые определяют порядок организации профилактики буллинга обучающихся в организациях среднего образования. В рамках данных правил предусмотрено ежегодное проведение мероприятий, направленных на осведомленность обучающихся, педагогов и родителей о буллинге, а также мероприятий, направленных на повышение профессиональной компетентности педагогов, оказание социальной и психолого-педагогической помощи и мониторинга воспитательного процесса и условий образовательной среды. Отдельно отмечается необходимость участия в профилактике представителей родительского сообщества, государственных органов и организаций. Что касается процедуры регистрации и реагирования, то предложен следующий порядок: при поступлении информации о буллинге (которая может быть выявлена как самой школой, так и управлением образования при обращении родителей, например), она регистрируется ответственным лицом в специальном журнале учета, о чем должно быть сообщено руководителю в течение одного рабочего дня. После фиксации, заместитель директора по воспитательной работе осуществляет сбор первичной информации, включая письменные пояснения участников и педагогов; проводит беседы с пострадавшим, инициатором травли и их законными представителями также в течение одного рабочего дня (с привлечением психолога), содействует в оказании медицинской помощи (при наличии показаний). В рамках первоначальной стадии также возможно принятие мер по мирному урегулированию конфликта, включая помощь медиатора. После этого, материалы для принятия решения о признании или непризнании травли в течение двух рабочих дней передаются в управление образования. В случае признания факта травли, принимается решение о социальной реабилитации (для пострадавшего) и социальной адаптации (для инициатора). В рамках социальной реабилитации пострадавшего разрабатывается индивидуальный план психологической поддержки. Зачинщик травли ставится на внутришкольный учет и мониторинг и при отсутствии положительных изменений в течение 6 месяцев материалы направляются в Комиссию по делам несовершеннолетних. Также предусматривается обязательное взаимодействие с внешними органами в сфере образования, внутренних дел, здравоохранения и социальной защиты. В качестве особого случая указывается о рассмотрении Советом по педагогической этики случаев осуществления травли ребенка со стороны педагога. Наряду с приведенными Правилами профилактики, совместным Приказом Министра здравоохранения РК от 22.12.2023г. №742, Министра труда и социальной защиты населения РК, Министра культуры и информации РК от 21.12.2023г. № 531-НҚ, Министра просвещения РК от 21 декабря 2023 года № 386 и МВЛ РК утверждена Методика по раннему выявлению и оказанию помощи несовершеннолетним, подвергшимся или ставшим свидетелями насилия, травли (буллинга), кибербуллинга[5]. В рамках совместного приказа определено, что выявление насилия, травли (буллинга), кибербуллинга в отношении несовершеннолетних в организациях образования включает информацию о подозрениях, свершившихся или планируемых фактах насилия, травли (буллинга), кибербуллинга в отношении учащихся или воспитанников со стороны работников организации образования, учащихся или воспитанников, законных представителей или других лиц. В каждой организации образования предложено назначить координатора по защите детей от насилия, травли (буллинга), кибербуллинга из числа педагогов. К способам оповещения о случаях насилия, травли (буллинга), кибербуллинга относят телефон доверия, номер которого необходимо разместить во всех доступных местах в организации образования; непосредственное сообщение учащегося или воспитанника о факте насилия или буллинга, в том числе в отношении другого ученика; сообщение сотрудников школы о факте насилия или травли учащегося или подозрения на такие действия; сообщение родителей, законных представителей, других лиц о совершении насилия, травли (буллинга), кибербуллинга в отношении учащегося или подозрения на такие действия; сообщение на телефон регионального уполномоченного по правам ребенка, контактные данные которого необходимо разместить во всех доступных местах в организации образования. Также в рамках методики для распознавания возможных признаков травли или насилия в отношении несовершеннолетних рекомендовано регулярно обращать внимание на следующие возможные признаки: снижение успеваемости учащегося или воспитанника; пропуски уроков, опоздание; несоблюдение гигиены, грязная одежда; синяки, раны (в том числе за ушами); состояние волос (нет ли видимости вырванных волос); пропуски уроков физкультуры; сексуализированные рисунки, игры; агрессивность, непослушание; отвержение ребенка сверстниками; отстраненный взгляд; плохие отношения со сверстниками; вызывающее поведение; побеги из дома. Выявление возможных признаков насилия, травли (буллинга), кибербуллинга также проводится педагогами-психологами при работе с классом, согласно утвержденному графику и социальными педагогами при работе с детьми из «группы риска». Сотрудники организации образования должны сразу сообщать руководству организации о любых случаях агрессивного поведения между учащимися или воспитанниками, включая употребление ненормативной лексики. Руководству организации образования необходимо предусмотреть неприкосновенность и защиту лиц, сообщивших информацию о возможном факте насилия, травли (буллинга), кибербуллинга, а также информировать мерах ответственности за разглашение конфиденциальной информации. Особо отмечается необходимость соблюдения конфиденциальности информации в отношении детей в целях защиты их законных прав и интересов детей (идентификационные и контактные данные, подробности произошедшего, фотографии и др., касающаяся фактов насилия среди детей). Так, указывается, что сотрудники организации не должны обсуждать информацию между собой, передавать другим внутри или за пределами организации образования, за исключением уведомления компетентных органов. Сотрудники организации образования, участвующие в сборе, анализе информации о возможном факте насилия, травли (буллинга), кибербуллинга в отношении ребенка, должны после передачи нужных для расследования материалов, незамедлительно удалить эту информацию с персонального рабочего компьютера, корзины, электронной почты, телефона. При копировании данных на электронные носители, необходимо закрыть их паролями. Не допускается пересылка материалов, содержащих личные данные детей, посредством мессенджеров. Бумажные версии документов (журнал учета фактов насилия, травли (буллинга), кибербуллинга, личное дело ребенка, материалы расследования др.) должны храниться в сейфе, закрытом на ключ, сохранность которого обеспечивает сотрудник, который согласно должностной инструкции обязан обеспечивать хранение конфиденциальных материалов. За несообщение о противоправных деяниях, совершенных несовершеннолетними или в отношении их, сотрудники организаций образования несут ответственность, установленную законодательством Республики Казахстан. Этим же совместным приказом предусмотрен межведомственный алгоритм оперативного реагирования на факты насилия, травли, кибербуллинга среди несовершеннолетних (раздел 4), согласно которому предусмотрена общая обязанность и первичное реагирование органов опеки, образования, здравоохранения, соцзащиты по регистрации выявленного факта с обязательным информированием в течение одного часа о факте в ОВД, контакт-центр 111, УПР, РУПР (Уполномоченные по правам ребенка) и КОПД (Комитет по охране прав детей). После этого, ОВД, при наличии признаков уголовного правонарушения незамедлительно регистрируют в Едином реестре досудебных расследований выявленный факт, проводят профилактические беседы с родителями/родственниками (даже при неподтверждении факта) и разъясняют ответственность. Наряду с этим, обеспечивают сбор и полноту материала (опрос свидетелей, проверка камер). В случае выявления фактов насилия в отношении несовершеннолетнего со стороны близких, также происходит информирование смежных структур – органов опеки и мобильные группы по раннему выявлению и организации оказания поддержки лицам. Особая роль выделена для такой структуры как контакт-центр 111, в рамках которого осуществляется запись всех идентификационных данных и подробностей от заявителя. Данный совместный приказ носит весьма масштабный характер по своему правовому регулированию, поскольку касается не только фактов буллинга или травли, но и любых иных противоправных действий в отношении несовершеннолетних. Совместный приказ содержит порядок действий по проверке условий жизни несовершеннолетнего (руководитель организации образования в течение 1 часа сообщает в орган опеки для проверки условий жизни ребенка и проводит совместное обследование, включая сотрудников ОВД). Все собранные документы и сведения направляются в органы внутренних дел и уполномоченные органы. Предусмотрено создание специальной мобильной группы по раннему выявлению и организации оказания поддержки лицам, которая вправе осуществлять выезд на место (с согласия прокурора). Производится определение угроз жизни и здоровью, установление предварительного диагноза. ОВД проводит незамедлительно следственные мероприятия, включая назначение судебной экспертизы и её проведение в ускоренный срок не более трех суток. За указанными действиями осуществляется прокурорский надзор и проводится информационная работа со СМИ, в рамках которой оперативно сообщаются сведения о принятых мерах для нивелирования резонансных ситуаций. Установлен запрет на публикацию личных данных ребенка и его семьи и установлена персональная ответственность руководителей структур, а также УПР/РУПР за своевременность и полноту принятых мер. По резонансным случаям предусмотрен выход официального представителя Министерства просвещения в СМИ не позже 3-х часов после выявления и подтверждения. Также, Приказом и.о. министра просвещения РК от 20.06.2024 года №154 утверждена Программа помощи несовершеннолетним, подвергшимся насилию, жестокому обращению, буллингу, а также несовершеннолетним, в присутствии которых совершены правонарушения против личности, в рамках которой предусматривается возможность оказания медицинской, психологической, педагогической, социальной и правовой помощи пострадавшим[6]. С 2024 года в Республике Казахстан предусмотрена административная ответственность за осуществление травли (буллинга, киберубллинга) несовершеннолетнего. Согласно ст.127-2 КоАП РК, травля (буллинг, кибербуллинг) несовершеннолетнего влечет предупреждение или штраф в размере десяти месячных расчетных показателей. В случае повторного совершения в течение года, штраф предусматривается в размере тридцати месячных расчетных показателей. При совершении буллинга несовершеннолетним в возрасте от двенадцати до шестнадцати лет, административную ответственность несут родители или законные представители. Таким образом, казахстанский законодатель не ограничился декларативным признанием проблемы травли, а сформировал многоуровневую систему, введя понятие «травля» в законодательство, предусмотрев правовой механизм реагирования и привлечения к административной ответственности, предложив межведомственный порядок взаимодействия, тем самым повышая вовлеченность государства в решение данной проблемы. Этот опыт представляется ценным ориентиром и может послужить концептуальной основной для разработки системного законодательного регулирования буллинга в РФ.[1]https://www.vedomosti.ru/society/articles/2022/10/14/945470-zakonoproekt-o-bullinge-vnesut-v-gosdumuhttps://www.kommersant.ru/doc/5608337?from=top_main_1 [2] Ответственность за травлю (буллинг) (Гусев А.Ю.) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс», 2023). [3] https://sozd.duma.gov.ru/bill/1085766-8 [4] https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2200031180 [5] https://www.gov.kz/uploads/2024/1/18/4ebc044d65409cd5b4d137a0a5329208_original.4214732.pdf [6] https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=33784716&pos=14;-49#pos=14;-49

